логин пароль напомнить пароль или зарегистрироваться

Gum

+-
undo
13.06.2010 19:06, no ifs
Давно не было про альтернативу. Опять же - про отпечатки и контенты давно не терли.

Сегодня - гумиарабик с хромовой солью. Идея метода та же, что в ойлпринте - смесь гумиарабика с бихроматом аммония (ammonium bichromate) отверждается в зависимости от того, сколько света на нее попало (в ойлпринте использовался не гумиарабик, а желатин). По сравнению с ойлпринтом метод технически проще и состоит из
1) подготовки негатива нужного размера (печать - контактная)
2) подготовки светочувствительной жидкости и нанесения ее на бумагу
3) экспозиции
4) промывки
То есть, по исполнению метод ближе к цианотипии. В нем есть несколько тонкостей и модификаций, связанных с подготовкой бумаги и с возможностью цветной печати - в конце упомяну, но без деталей. Я не печатаю цвет и не борюсь за, к примеру, проработку тонов - применительно к альтернативе (к гуми, по крайней мере) мне это кажется мало осмысленным занятием. Важно учитывать, что в "альтернативе", в отличии от "традиционной" техники, поддержанной стандартизованными промышленными решениями, нет 100% воспроизводимости у разных людей. Слишком много плохо контролируемых моментов - сорта бумаги и краски, способы нанесения, режимы промывки. все это сказывается на индивидуальной "кривой" процесса. Общая рекомендация - при необходимости напечатать негатив ступенчатого градиента и потренироваться на нем.

Ниже - не единственно возможный подход, а то, что работает для меня. Не рекомендуется использовать в качестве набора строгих правил - это скорее направление мысли.

Потребуются (конкретика - то, что я использую):
1) Бихромат аммония
2) Разведенный гумиарабик (в смысле - не порошок. можно разводить из порошка, но этого я касаться не буду)
[img]http://www.utrechtart.com/images/products/35065_lg.jpg[/img]
3) Акварельная краска в тюбике (Windsor & Newton).
4) Акварельная бумага (Arches 140lb Rough)
[img]http://www.utrechtart.com/images/products/20124_lg.jpg[/img]
5) Пара широких мягких кистей (2-дюймовые кисти вроде [url=http://www.utrechtart.com/dsp_view_product.cfm?item=51701]Hake[/url])
6) Пленка и принтер для негатива (Pictorico OHP на Epson 2400)
7) Стекло, чтоб прижать негатив. Должно быть прозрачным без тонирования.
8) Лампочки (2х27 ватт 5500К энергосберегающие - те, которые "эквивалент" 100 ватт с дневным светом)
9) Кювета или что-то аналогичное для промывки.
[img]http://s45.radikal.ru/i109/1006/ec/ebc8d2559f56.jpg[/img]

"Так прямо по списку и пойдем" (с)

1) Негатив. Общее и в сущности единственное соображение - много контраста никогда не много. Есть масса рекомендаций по коррекции негатива, но будут ли они работать напрямую - скорее нет, чем да. Раз напечатанный градиент даст гораздо больше. Нужно учитывать, например, что разные краски в результате дают разный контраст, скажем две черных - Ivory Black и Lamp Black - могут давать непохожие по интенсивности и контрасту отпечатки.
Для удобства можно добавить черный кант миллиметра 3-4, чтоб иметь четкие границы отпечатка.
Негатив:
[img]http://s58.radikal.ru/i161/1006/ee/9456243c0f4c.jpg[/img]
Он же напечатанный:
[img]http://s43.radikal.ru/i100/1006/b7/cc63cae2d015.jpg[/img]

2) Светочувствительная жидкость.
2.1) Делаем насыщенный раствор бихромата аммония: берем 20 грамм и заливаем 40-50 мл теплой воды. Признак насыщенности - в остывшем растворе выпадают кристаллики.
2.2) Смешиваем краску с гумарабиком: для отпечатка 30х30см это примерно 4-5 см краски из 5мл тюбика и 2 чайные ложки гумиарабика
[img]http://s58.radikal.ru/i160/1006/ad/6c87fc152a3b.jpg[/img]
2.3) Добавляем раствор бихромата - примерно равный объем, те же 2 чайные ложки. Мешаем долго. Хранить это нельзя - нужно сразу мазать бумагу.

3) Мажем бумагу. Не на ярком свету, но и темноты не требуется. Несколько минут под 40-60 ваттной лампой ничего не испортят. На бумаге удобно оставлять широкие поля и сперва отметить карандашом границы негатива. Жидкость наносится мягкой кистью, насколько возможно ровно.
[img]http://s39.radikal.ru/i083/1006/3e/de57c74df219.jpg[/img]
После первого прохода сухой мягкой кистью проходимся еще раз - разравниваем.Можно таким же способом нанести второй слой, это особенно нужно для сравнительно светлых красок - красных, зеленых.
Вешаем сушить в темноте. Тяжелая акварельная бумага не покоробится, так что растягивать при сушке не нужно.
[img]http://s07.radikal.ru/i180/1006/e7/97205c310ff4.jpg[/img]

4) Светим. Опять же - время экспозиции зависит от типа лампочек, расстояния до бумаги, да от всего, собственно. Ориентировочно - 15 минут при упомянутых лампочках в блестящих плафонах с расстония в 60см
[img]http://s52.radikal.ru/i136/1006/ec/a5da8b2bfb79.jpg[/img]
После экспонирования картинка становится немного видна
[img]http://i065.radikal.ru/1006/e6/f9575fbcbc8f.jpg[/img]

5) Промываем. Сперва суем в чуть теплую воду и несколько минут покачиваем. На этом этапе в основном сходит большая часть лишнего бихромат - вода станет оранжевой.
[img]http://s51.radikal.ru/i132/1006/af/d0cc7debef2f.jpg[/img]
[img]http://i014.radikal.ru/1006/d1/c813e5132c78.jpg[/img]
[img]http://i064.radikal.ru/1006/43/4a0b55c8a170.jpg[/img]
Потом можно воду поменять и положить в нее лист снимком вниз минут на 10. Далее возможны варианты
5.1) Нужный отпечаток может постепенно появиться сам и таким, каким вы ожидаете.
5.2) Кажется, что отпечаток почти не проявляется - что-то видно, но в основном сплошной слой краски
5.2.1) Чаще всего, если всерьез (на стоп) не провраться с выдержкой, достаточно вынуть лист из кюветы и посмыть душем. Ненужное смоется и картинка должна проявиться.
5.2.2) отдельные участки все еще могут казаться темными и без деталей. Можно попробовать положить лист снова в кювету в воду и пройтись по тем участкам под водой мягкой кистью без нажима. В совсем запущенных случаях - губкой. Но лучше - перепечатать, изменив экспозицию.
5.3) Картинка проявилась, все нормально, но в светах остается желтоватый оттенок из-за невымытого бихромата. Нужно отбелить. Это можно сделать сразу, можно позже, после просушки, накопив несколько отпечатков. Вариант - Hypo Clearing Agent, который используется для удаления остатков фиксажа при обычной серебрянной пачати. Кодаковский, к примеру. Делается раствор и на несколько минут в него суется отпечаток. Потом промывается в чистой воде и сушится.
[img]http://s11.radikal.ru/i184/1006/94/b2bacf944a35.jpg[/img]

6) Ретушь, если нужно - проще всего цветными карандашами.
Все.

Теперь вариации.

1) Подготовка бумаги. Можно до нанесения жидкости покрыть бумагу слоем того же покрытия, что используется для акрила. Что дает - отпечаток легко моется, не требует душа или доводки кистью. Что плохо - мне не удалось это использовать на размерах больше А6-А5. Появляется фактор неравномерности еще и этого покрытия, а от него зависит, как краска ляжет. На больших картинках при сушке появляются подтеки. В общем - попробовал и бросил. Не значит, что штука не нужная.

2) Цветная печать. Идея в том, чтоб сделать негативы по каналам CMY (или как это правильно называется?) поотдельности. Три на отпечаток. Экспонировать трижды, используя желтую, пурпурную и ультрамариновую (вроде, так) акварели. Между нанесением каждого цвета - промывка и полная просушка. Иногда получается любопытно (не у меня - я не пробовал) - что-то вроде выцвешего техниколора. Перед первым слоем бумагу нужно намочить и высушить - даже лучшая бумага хоть немного, но садится, а для совмещения негативов важна точность.

Из истории - [url=http://en.wikipedia.org/wiki/The_Pond-Moonlight]вторая самая дорогая фотография[/url] сделана частично с использованием подобной техники.
0 + 0 / - 0
«««  1  »»»  
13.06.2010 в 20:43:26  
:)
А что нибудь из такого не планируешь здесь вывесить?
Jack отредактировал комментарий 13.06.2010 в 20:44
13.06.2010 в 22:10:04  
Если первым, черным слоем не делать циан, бумагу лучше проклеить 2% р-ром желатина, смытый краситель не будет оставлять следов на бумаге.
автор темы
13.06.2010 в 22:15:29  
(2#VBR): вот я, собственно, про дополнительные покрытия и писал - у них есть плюсы, но и минусы. причем плюсы в основном для многослойной печати - тремя цветами или постепенным наложением одного.

(1#Jack): это ж переснять аккуратно нужно :). не получается пока
OK, you are the boss! Just do what I tell you.
14.06.2010 в 23:37:04  
Здорово, захотелось самому что-нибудь замутить.
Жертвы вижу - искусство нет.
14.06.2010 в 23:54:37  
(4#Визуалунх):
нужно замутить с помощью проектора :super:
пленка ацтой, контент рулит
«««  1  »»»  
имя     введите только первые две цифры код подтверждения

- поле имя необязательно
- зарегистрированные пользователи могут присоединять изображения, редактировать свои комментарии и не вводят антиспам коды

консолька
главная страница | форумы | галерея | пользователи | поток | регистрация | правила